Версия для слабовидящих

Информация о состоянии задолженности по заработной плате и мерах принимаемых государственными инспекциями труда для её погашения и ликвидации

18.07.2013

В результате реализации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами прокуратуры целенаправленныхмер к началу 2013 года в Российской Федерации в значительной степени удалось достичь положительных результатов по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате работников.

Так, по данным Росстата по состоянию на 1 января 2013 года суммарнаяпросроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации составила 1560 млн. рублей. Это наименьший размер задолженности за весь период статистического наблюдения начиная с 2004 года.

Однако в течение первого квартала 2013 года задолженность по заработной плате стабильно увеличивалась ик 1 апреля 2013 г. её размер составил 2568 млн. рублей.

Вместе с тем, в апреле – мае 2013 г. размер указанной задолженности несколько снизился и на 1 июня 2013 г. составил 2295 млн. рублей, что по сравнению с 1 мая 2013 г. меньше на 222 млн. рублей (на 8,8%).

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 июня 2013г. составила 2274 млн. рублей, или 99,1% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 мая 2013г. она снизилась на 212 млн. рублей (на 8,6%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 21 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 мая 2013г. на 10 млн. рублей (на 31,8%), в том числе задолженность из федерального бюджета отсутствовала, бюджетов субъектов Российской Федерации - составила 10 млн. рублей (снижение на 13 млн. рублей, или в 2,3 раза), местных бюджетов - 11 млн. рублей (увеличение на4 млн. рублей, или на 70,4%).

Задолженность по заработной плате на 1 июня 2013 г. имели 72 тыс. человек (менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности).

Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, на 1 июня 2013г. составила 753 млн. рублей (32,8%).

Кроме того, из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2012 г., приходится 632 млн. рублей (27,6%), в 2011 г. и ранее – 531 млн. рублей (23,2%).

Несмотря на некоторое снижение суммарной задолженности по заработной плате в Российской Федерации за последние два месяца (апрель – май 2013 г.) величина указанной задолженности на 1 июня 2013 г. по отношению к началу года выросла на 47,4 %. При этом наиболее значительный рост имелся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо – Западного федерального округа (Ленинградская область – в 88 раз, Вологодская область – в 13 раз, г. Санкт – Петербург – в 12 раз, Республика Карелия и Республика Коми – более чем в 2,5 раза). В целом по Северо – Западному федеральному округу долги с начала года выросли в 3,1 раза. Среди федеральных округов снижение задолженности по заработной плате в сравнении с началом 2013 г. произошло только в Приволжском федеральном округе (на 11.6 %).

По оперативным данным государственных инспекций труда, полученнымпо результатам проведенных проверок соблюдения трудового законодательства по своевременной выплате заработной платы задолженность по заработной плате на 1 июня 2013 года составила 3393,6 млн. рублей, что на 1098,6 млн. рублейбольше чем зарегистрировано органами статистики.

Круг хозяйствующих субъектов, подвергнутый федеральному государственному надзору по соблюдению трудового законодательства в части выплаты заработной платыбыл разнообразный - этохозяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, предприятия банкроты и хозяйствующие субъекты которые подвергнуты статистическому наблюдению.

Так, значительно расходится размер установленной госинспекциями труда задолженности по заработной плате с данными статистики в следующих регионах:

в Архангельской областигосинспекциями труда установлена задолженность 154,7 млн. рублей, что на 37,7 млн. рублей больше чем органами статистики (117 млн. рублей);

в Московской области установлена задолженность 119,2, что на 55.3 млн. рублей больше чем органами статистики (63,9 млн. рублей);

в Ростовской области установлена задолженность в размере 332,8, что на 286,4 млн. рублей, чем органами статистики (46,4);

в Самарской области установлена задолженность в размере 119,9, что на 56,6 млн. рублей больше чем органами статистики (48,3 млн. рублей);

в Ханты - Мансийском автономном округе установлена задолженность в размере 74,4 млн. рублей, что на 70,1 млн. рублейбольше чем органами статистики (4,3 млн. рублей);

в Хабаровском крае установлена задолженность в размере145.1 млн. рублей, что на 45,7 млн. рублей больше чем органами статистики (99,4) и т.д.

Имеющие статистические данные не отражают масштабы имеющейся задолженности, что является основанием для уменьшения внимания со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к проблеме связанной с невыплатой заработной платы. Вместе с тем проблема с несвоевременной выплатой заработной платы создает социальное напряжение в обществе и недовольство граждан на работу государственных органов.

Правительством Российской Федерации перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Рострудом поставлена задача по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате.

В целях реализации указанной задачи, недопущения обострения социально – экономической ситуации в организациях, имеющих многомесячную задолженность по заработной плате, обеспечения погашения долгов по оплате труда, защиты трудовых прав работников на своевременную выплату причитающихся им денежных средств государственными инспекциями труда за январь – май 2013 г. было проведено свыше 20,1 тыс. проверок соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы более 14,7 тыс. работникамна общую сумму более 2,6млрд. рублей. За допущенные работодателями всех форм собственности нарушения законодательства об оплате труда к административной ответственности в виде штрафа было привлечено 10280 должностных и 2812 юридических лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях в январе – мае 2013 года за выявленные нарушения законодательства об оплате труда государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в суды было направлено 117 протоколов об административных правонарушениях в отношении лиц, совершивших аналогичные административные правонарушения, в целях привлечения их к административной ответственности в виде дисквалификации - лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность либо осуществлять управление юридическим лицом. По результатам рассмотрения указанных протоколов судами было дисквалифицировано71 виновное должностное лицо. Для обеспечения привлечения работодателей к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда вследственные органы Следственного комитета Российской Федерациигосинспекциями труда направлено 458материалов, из них по 13 были возбуждены уголовные дела (осуждено по ст.145-1 УК РФ – 8).

Кроме того, для обеспечения погашения и ликвидации долгов по заработной плате приказом Федеральной службы по труду и занятости от 27 июня 2013 г. № 142 был утверждён соответствующий план, определяющий основные мероприятия Роструда и его территориальных органов – государственных инспекций труда по решению указанного вопроса.

Ранее, Федеральной службой по труду и занятости был издан приказ от 29 апреля 2013 г. № 83, которым определено, что одним из основных направлений надзорно – контрольной деятельности в 2013 г. является ликвидация просроченной задолженности по заработной плате.

В настоящее время в каждом из субъектов Российской Федерации Рострудом организуются межведомственные мероприятий, результатом которых станет совместный с органами исполнительной власти региона план погашения задолженности по заработной плате.