Версия для слабовидящих

Доклад Государственной инспекции труда в Чувашской Республике об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в I полугодии 2013 года

01.08.2013

Состояние нормативно-правового регулирования в сфере труда

Организация и осуществление федерального государственного надзора  за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы труда Гострудинспекция в Чувашской Республике осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами:

Конвенцией Международной организации труда об инспекции труда в промышленности и торговле (Конвенции № 81) и Протоколом 1995 г. к Конвенции № 81, ратифицированными Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ.

Трудовым кодексом Российской Федерации;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

приказом Роструда от 28 декабря 2009г. № 441 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции труда в Чувашской Республике».

Анализ действующего законодательства показывает, что особых разногласий в его применении между должностными лицами Государственной инспекции труда в Чувашской Республике и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в области трудового законодательства не возникают.

Организация федерального и государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов содержащих нормы трудового права.

В структуре Государственной инспекции труда в Чувашской Республике имеются отдел по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (8 ед.); отдел по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в агропромышленном комплексе, лесном хозяйстве, связи, транспорте, социальной сфере, частном секторе (4 ед.); отдел по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в промышленности, строительстве, энергетике и в оборонных отраслях (5 ед.); отдел финансирования, бухгалтерского учета, кадров, организационного и хозяйственного обеспечения (5 ед.).

Должностные лица осуществляют свои функции, руководствуясь Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2009г. № 441 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции труда в Чувашской Республике», должностными регламентами государственных служащих, утвержденных Рострудом, а также иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Основными задачами Государственной инспекции труда в Чувашской Республике являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на нее задачами государственная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в целях улучшения надзорно-контрольной работы, обмена необходимой информацией заключены Соглашения со всеми надзорными и контрольными органами и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф».

С июля 2009г. Государственная инспекция труда в Чувашской Республике совместно Торгово-промышленной палатой в Чувашской Республике и Чувашским Республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» проводит работу по реализации проекта «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей». Всего с начала реализации проекта выданы 21 сертификатов  Доверия работодателю, в том числе 2 сертификата в 2013 году.

У работодателей с начала реализации проекта сертификаты доверия не отзывались.

Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике проводится совместная работа с Государственной службой занятости населения Чувашской Республики по вопросам, связанным с высвобождением работников.

Еженедельно в инспекцию труда представляется информация о ситуации на рынке труда.

По сведениям, представленным Государственной службой занятости населения Чувашской Республики, по письменным обращениям граждан проводятся проверки соблюдения работодателями требований законодательства о труде при проведении мероприятий по массовому высвобождению работников, введении режимов неполной рабочей недели и при оплате простоя.

 Финансовое и кадровое обеспечение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов содержащих нормы трудового права.

Федеральной службой по труду и занятости доведены лимиты бюджетных обязательств до Гострудинспекции в Чувашской Республике на 2013г. в размере 11775,89 тыс. руб. Свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на 01.07.2013 составляет 6293,2 тыс. руб. Процент освоения доведенных лимитов за 1 полугодие 2013г. – 46,6%.

   Кассовое исполнение показателей денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства по КБК 15011619000016000140 за период с января по июнь 2013 г. составляет 1464,83 тыс. руб.

Неиспользованный остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 01.07.2013 – 6293,17 тыс. руб.. Отклонение (меньше 45%) показателей кассового исполнения от доведенных лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации операций сектора государственного управления 212 «Прочие выплаты», 222 «Транспортные услуги», 226 «Прочие услуги» в связи с выездом на проверки в I полугодии 2013 года в основном в пределах г.Чебоксар, по кодам 221 «Услуги связи», 224 «Арендная плата за пользование имуществом», 225 «Услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие услуги» в связи с тем, что не представлены в отчетный период счета-фактуры за июнь 2013года. По КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» процент освоения за январь-июнь 2013года 40,4 в связи с отсутствием счет-фактур за отопление в летний период.

По состоянию на 01.07.2013 дебиторская задолженность составляет 81,961тыс. руб., в том числе по кодам операций сектора государственного управления:

221 «Услуги связи» - 48,40 тыс. руб., которая возникла в связи с оплатой услуг связи Филиала в Чувашской Республике ОАО «Ростелеком», ФГУП «Почта России» по выставленным счетам за марки, конверты согласно заключенному договору;     222 «Транспортные услуги» - 7,8 тыс.руб. в связи с оплатой за проездные электронные транспортные карты на июнь ООО «Единая транспортная карта», 226 «Прочие работы, услуги» - 35,29 тыс. руб., в связи с оплатой за подписку на периодическую литературу на 2013 год до полного исполнения сторонами своих обязательств.             

В целях обеспечения равномерного и полного расходования денежных средств в 2013 году принимались такие меры, как утверждение графика предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установка поквартально графиков сервисного обслуживания офисной и вычислительной техники, введение норм расхода офисных принадлежностей, формирование командировок в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

В Государственной инспекции труда в Чувашской Республике утверждена предельная численность государственных служащих – 25 ед., фактическая по состоянию на 01.07.13г. - 22 ед. В соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 сентября 2008г. № 571-рк утверждена предельная численность обслуживающего персонала – 4 ед., в соответствии с приказом Роструда от 14.12.2012г. № 927-рк для внедрения в 2013г. автоматизированной информационной системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (АИС ГИТ) выделена дополнительная численность – 1 ед., фактическая численность обслуживающего персонала по состоянию на 01.07.13г. – 5 ед.

В Государственной инспекции труда в Чувашской Республике 17 должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля, имеют высшее профессиональное образование. В первом полугодии 2013 года прошел краткосрочные курсы повышения квалификации 1 гражданский служащий.

 Проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Государственная инспекция труда в Чувашской Республике работу по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводила в соответствии с планом основных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости на 2013г., планом основных мероприятий Гострудинспекции в Чувашской Республике на 2013г. и планом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год.

В течение 1 полугодия 2013 года проведены плановые проверки соблюдения требований законодательства об охране труда в организациях Моргаушского, Комсомольского, Алатырского районов Чувашской Республики, Московского района г. Чебоксары, г. Алатырь.

За этот период по поручению Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости проведена внеплановая проверка организаций и предпринимателей, эксплуатирующих легкомоторную авиацию по соблюдению трудового законодательства.

Государственными инспекторами труда за указанный период проведено 350 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ходе проверок выявлено 1754 нарушения трудового законодательства. На устранение нарушений трудового законодательства предъявлено 274 предписания. Вынесено 554 постановления о назначении административных наказаний в отношении должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на общую сумму 2082,7 тыс. руб.

Государственными инспекторами труда (по охране труда) в течение 1 полугодия 2013 года проведены расследования 56 несчастных случаев, в том числе происшедших в отчетном периоде –34. Из общего количества расследованных несчастных случаев проведены: по групповым случаям – 2 расследования, по тяжелым случаям - 29, несчастным случаям со смертельным исходом – 19, по другим – 6.

Показатели производственного травматизма в Чувашской Республике со смертельным и тяжелым исходом по видам экономической деятельности за 1 полугодие 2013 года в сравнении с тем же периодом 2012 года.

 

 

 

№№

п/п

 

 

Виды экономической деятельности

организаций

 

 

Обозначение разделов и подгруп-пировок

по

ОКВЭД

Количество пострадавших со смертельным и тяжелым исходом

В предыдущем году

В текущем году

 

 

Всего

погиб

ли

в том числе

 

С

тяже-

лым

исхо

дом

 

 

 

 

Всего

погиб

ли

в том числе

 

С

тяже

лым

исхо

дом

 

 

жен-

щин

лиц в

возрасте

до 18

лет

 

жен-

щин

лиц в

возрасте

до 18

лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Всего по Чувашской Республике, в том числе:

 

7

1

 

22

6

 

 

33

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

А

01.1 –02.02.2

2

 

 

1

1

 

 

 

2.

Рыболовство, рыбоводство

В

05.0-05.02.2

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Добыча полезных

 ископаемых

С

10.1-14.50.29

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Обрабатывающие

производства

D

15. 1 – 37.20.7

1

 

 

8

3

 

 

10

 

5.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

E

40.1-41.30.2

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Строительство

F

45.1 – 45.50

1

 

 

8

1

 

 

10

 

7.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

 

G

50.1 – 52.74

2

 

 

1

1

 

 

2

8.

Гостиницы и рестораны

Н

55.1-55.52

 

 

 

 

 

 

 

1

9.

Транспорт    и    связь

I

60.1 – 64.20

1

1

 

3

 

 

 

5

10

Финансовая деятельность

J

65.1-67.20.9

 

 

 

 

 

 

 

1

 

11

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

К

70.1-74.84

 

 

 

1

 

 

 

1

 

12

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

 

L

75.1 – 75.30

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Образование

M

80.1-80.42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

N

85.1 – 85.32

 

 

 

 

 

 

 

2

 

15

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

О

90.0-93.05

 

 

 

 

 

 

 

1

 

         Работа по рассмотрению жалоб, заявлений и иных обращений граждан

 В I полугодии 2013 года в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике в связи с нарушениями работодателями трудовых прав работников поступило 571 письменных обращений граждан, в том числе 29 - во время личного приема граждан.

 Работа по оказанию правовой и консультационной помощи гражданам.

В I полугодии 2013 года Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике принято на личном приеме 458 граждан. В течение полугодия проведена 1029 письменная и устная консультация с работодателями и работниками, в том числе - 487 письменных консультаций. Из общего числа письменных и устных консультаций дано: работодателям – 118 консультации, работникам – 911 консультаций.

По результатам проверок, проведенных по письменным обращениям граждан, на устранение выявленных нарушений трудового законодательства работодателям предъявлены обязательные для исполнения предписания.

         Результаты федерального государственного надзора в области законодательства о труде.

Трудовой договор.

В течение 1 полугодия 2013 года по вопросам трудового договора проведено 85 проверок. В ходе проверок выявлено 163 нарушения трудовых прав работников по вопросам трудового договора.

По требованию государственного инспектора труда отменен 1 приказ об увольнении работника. Кроме того, по требованиям государственных инспекторов труда с 6 работниками оформлены трудовые договоры.

Наиболее распространенные нарушения норм трудового законодательства, регулирующие порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, допускаемые работодателями:

1. Трудовой договор с работником в письменной форме не заключается, или составляется в одном экземпляре, который хранится только у работодателя.

2. Получение работником экземпляра трудового договора не подтверждается подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

4. Во многих трудовых договорах отсутствуют идентификационный номер налогоплательщика, а также обязательные условия, такие как условия оплаты труда, условие об обязательном социальном страховании работника и т.д.

5. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу в трехдневный срок со дня фактического начала работы не объявляется работнику под роспись.

6. Работники не ознакамливаются под роспись в их личных карточках с записями о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, вносимыми в трудовые книжки.

7. Нарушения в ведении  трудовых книжек и вкладышей в них.

Оплата труда работников.

На 1 июня 2013 года по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 7,2 млн.рублей, уменьшилась по сравнению с данными на 1 мая 2013 года на 21,8 млн.рублей (на 75,3%).                 

В общем объеме задолженности по заработной плате на 1 июня 2013 года задолженность по организациям, находящимся в процессе конкурсного производства, составила 0,8 млн. рублей, или 10,6%.  

На 1 июня 2013 года вся сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате наиболее высокий удельный вес приходится на организации обрабатывающих производств (63,3%).

Задолженность по заработной плате на 1 июня 2013 года отсутствовала в 18 районах республики и в городах Чебоксары, Алатырь, Шумерля. Наибольший размер из общей суммы просроченной задолженности приходится на г.Канаш (3,1 млн. рублей, или 42,8%) и Моргаушский район (2,5 млн.рублей, или 35,1%).

Государственными инспекторами труда в ЧР (по правовым вопросам) в 1 полугодии 2013 года значительное внимание уделено работе по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями законодательства об оплате труда.

За этот период проведено 82 проверки по оплате труда.  По результатам проверок установлено 102 нарушения законодательства об оплате труда.

Наиболее характерные нарушения, выявленные в ходе проверок, по вопросам оплаты труда:

1.Несвоевременная выплата заработной платы работникам.

2.Заработная плата работникам выплачивается один раз в месяц.

3.Сверхурочная работа не оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

4.Не производится оплата в повышенном размере за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

5.При выплате заработной платы работодатель в письменной форме не извещает работника о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

6.При выплате заработной платы работникам не выдаются расчетные листки.

7. В коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка организации, в трудовых договорах, заключенных с работниками, не установлены дни выплаты заработной платы.

Основными причинами образования задолженности по оплате труда являются:

1. Отсутствие денежных средств на счетах организаций.

2. Наличие дебиторской задолженности и неудовлетворительная работа организаций с дебиторами.

3. Несвоевременная оплата заказчиками за отгруженную продукцию.

 Трудовой распорядок и дисциплина труда.

В 1 полугодии 2013 года государственными инспекторами труда в Чувашской Республике по вопросам соблюдения законодательства о дисциплине труда и трудового распорядка проведено 10 проверок. По результатам проверок выявлено 8 нарушений трудовых прав работников по указанным вопросам.

По требованиям государственных инспекторов труда работодателями отменено 3 незаконно примененных к работникам дисциплинарных взыскания.

Характерные нарушения, выявленные в ходе проверок:

1. Правила внутреннего трудового распорядка некоторых организаций содержат нормы, противоречащие ТК РФ.

2. Работодателями не соблюдается порядок применения дисциплинарных взысканий.

 Режим труда и отдыха работников.

Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в 1 полугодии 2013 года по вопросам рабочего времени и времени отдыха проведены 23 проверки, в ходе которых по указанным вопросам выявлено 11 нарушений.

На 26 июня 2013г. в режиме неполной занятости пребывало 460 работников (по обследоваемому кругу хозяйствующих субъектов), в том числе:

- работали неполное рабочее время по инициативе работодателя – 130 человек;

- находились в простое по вине работодателя – 119 человек;

- находились в отпусках без сохранения зарплаты – 211 человек.

Наиболее характерные нарушения, выявленные в ходе проверок, по вопросам рабочего времени и времени отдыха:

1. Несвоевременное утверждение очередности предоставления оплачиваемых отпусков.

2. Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска по истечении рабочего года.

3. Не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

4. Отпуск предоставлялся частями менее 14 календарных дней.

5. Отзыв работника из отпуска без его согласия.

 Предоставление работникам, установленных трудовым законодательством гарантий и компенсаций.

В 1 полугодии 2013 года государственными инспекторами труда в Чувашской Республике по вопросам соблюдения законодательства о гарантиях и компенсациях проведено 5 проверок. По результатам проверок выявлено 5 нарушений  трудовых прав работников по вопросам предоставления работникам установленных трудовым законодательством гарантий и компенсаций.

   Материальная ответственность сторон трудового договора.

Наиболее распространенные нарушения, выявленные государственными инспекторами труда, по вопросам материальной ответственности сторон трудового договора:

1. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска и других выплат, причитающихся работнику, работодатели не выплачивают их с уплатой процентов (денежной компенсации) в порядке, предусмотренном статьей 236 ТК РФ.

В 1 полугодии 2013 годагосударственной инспекцией труда в Чувашской Республике по вопросам материальной ответственности сторон трудового договора проведены 19 проверок, в ходе которых по указанным вопросам выявлено 27 нарушений трудовых прав работников.

 Регулирование труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в 1 полугодии 2013 года проведена 1 проверка по надзору и контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами трудового законодательства в отношении работников в возрасте до 18 лет.

В ходе проверок выявлено 3 нарушения трудовых прав несовершеннолетних работников. На устранение нарушений предъявлено 1 предписание. За нарушения законодательства о труде несовершеннолетних работников привлечены к административной ответственности – наложению штрафа 1 руководитель учреждения на сумму 3000 руб.

Охрана труда

В течение 1 полугодия 2013 года государственными инспекторами труда в Чувашской Республике (по охране труда) проведено 136 различных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В ходе всех видов проверок выявлено 1364 нарушений, связанных с охраной труда. Из общего количества нарушений в установленные сроки устранено 1284 (94,1%) нарушений.

Большое количество нарушений допускаются работодателями в области организации обучения и инструктирования работников по охране труда.

В 1 полугодии 2013 года выявлено 68 нарушений.

В нарушение статей 212, 225 Трудового кодекса РФ («Обеспечение работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда», «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда»), ГОСТ 12.0.004-90. «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» многие работодатели не проводят инструктажи по охране труда, не проводят обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Из-за не прохождения обучения и проверки знаний по охране труда и инструктажей по безопасности труда отстранены от работы 224работника.

Работодатели продолжают нарушать установленный порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты работников. 

В 1 полугодии 2013 года выявлено 35 нарушений в области обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.

По итогам 1 полугодия 2013 года запрещено использование средств индивидуальной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или декларации о соответствии 196 единиц, 13 видов.

На устранение выявленных в ходе проверок нарушений государственными инспекторами труда (по охране труда) работодателям предъявлено 139 предписаний. Из них исполнено в установленные сроки 134 предписания.

Не закончился установленный срок исполнения по 2 предписаниям. За невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений трудового законодательства в отношении виновных должностных лиц государственными инспекторами труда (по охране труда) составлен 1 протокол об административных правонарушениях в соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, материал передан в суд для привлечения к административной ответственности. В связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания государственными инспекторами труда проводятся внеплановые проверки.

За нарушения законодательства об охране труда   на 280 должностных лиц организаций, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложены административные штрафы, на общую сумму 1156,7 тыс. руб.

Средний размер наложенных штрафов составил 4132 руб.

 Выводы и предложения по результатам федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Практика надзорно-контрольной деятельности в сфере трудового законодательства свидетельствует о необходимости совершенствования действующего законодательства, которое будет способствовать установлению правопорядка.

1. От заявителей информация в Государственную инспекцию труда о нарушении требований трудового законодательства поступает, как правило, по истечению 2 или более месяцев, в связи с этим сроки давности привлечения к административной ответственности к моменту проверки истекли (около 15% таких проверок). При расследовании несчастных случаев виновные должностные лица не привлекаются к административной ответственности, до момента отказа в возбуждении уголовного дела (которое рассматривается около 2 месяцев). Таким образом, должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и охране труда остаются без административного наказания. В связи с этим предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, до 1 года, необходимо внести изменения в ст.4.5. КоАП РФ.

2. В практике стали часто встречаться случаи, когда при расследовании несчастного случая устанавливается, что с пострадавшим заключен договор гражданско-правового характера или вообще отсутствует какой-либо договор. В связи с этим, гражданам в целях получения соответствующих страховых выплат необходимо обращаться в суд для установления факта наличия трудовых отношений.

Считаем целесообразным предоставить должностным лицам федеральной инспекции труда право в досудебном порядке квалифицировать данные отношения, при наличии признаков трудовых отношений, как «трудовые».

3. На протяжении ряда лет невозможно добиться от работодателей своевременной организации работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Работодатели не обеспечивают проведения аттестации до момента проверки, т.к. административный штраф на должностное лицо за нарушение данного требования не превышает 5 тыс. рублей. В целях обеспечения проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда и ужесточения административной ответственности необходимо предусмотреть в КоАП РФ специальную статью за нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с санкцией для должностных лиц до 50 тыс. рублей.

В целях повышения эффективности осуществляемого надзора и контроля в установленной сфере деятельности Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике планируется принять следующие основные меры:

организовать и провести районные совещания по итогам плановых проверок соблюдения работодателями трудового законодательства.

направить государственных инспекторов труда на курсы повышения квалификации (по Плану);

усилить контроль со стороны заместителей руководителей, начальников отделов за соблюдением инспекторами требований по проведению плановых и внеплановых проверок, расследований несчастных случаев, рассмотрению обращений граждан, выполнения работодателями предписаний в установленные сроки.